Дети хотят жить в семье

                         «Неужели взрослые не понимают, что нам нужны мама и папа?»
                      (из письма воспитанника одного из детских домов)

 

« Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение)), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» - статья 123 Семейного кодекса РФ.
Счастлив тот ребёнок, который родился в хорошей, дружной семье. Но как быть детям, не по своей воле лишённым семейного очага, любви матери и заботы отца?
  Что может быть хуже для ребёнка, чем остаться без семьи, которая заботится о нём, защищает его, любит его, учит доверять самому себе и другим: сиротство – тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребёнка и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребёнка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы  его поддержать и  помочь. « Самое страшное – писал Ф.М.Достоевский, - когда человеку некуда пойти». И количество таких детей, по статистическим данным, в России приближается к цифре, что была в стране во время гражданской войны. При этом  любое учреждение для детей – сирот, каким бы передовым оно ни было, не в состоянии обеспечить ребёнку необходимые условия для развития. Здесь у ребёнка нет самого главного – того Значимого для него взрослого, которого он мог бы назвать «своим». В детском доме, приюте, интернате, безусловно, много взрослых и детей. Но ребёнок тотально одинок и покинут.
   Подобная идентификация делит мир вокруг него на две части: «мы – детдомовцы» и все остальные – «они», «враждебно настроенные к нам». Окружающие быстро формируют у ребёнка комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утёнком,  изгоем, что практически исключает для него возможность стать достойным членом общества.
    Отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим  заболеваниям, происходящим тогда, когда ребёнок испытывает недостаток любви, общения, когда у него нарушено чувство безопасности и т. д. Как бы хорошо ни было в  детском доме, каждый ребёнок мечтает о семье. Ребёнок, живущий вне семьи, должен иметь рядом людей, заменяющих родителей, а в детских домах у детей только воспитатели, да и то зачастую не подготовленные профессионально. Воспитателей для работы с данными категориями детей нигде специально не готовят.
. Общеизвестна ужасная статистика устройства выпускников государственных детских домов для детей-сирот в жизни, когда до 80% становятся бомжами, наркоманами, попадают в тюрьмы. Это страшная статистика. Выпускники детских домов, покидая родные стены, попадают в объятия  жестокого мира, страшной действительности, становятся добычей преступного мира..

Можно грамотно организовать систему воспитания в школе-интернате, но дать понятие семьи может только настоящая семья, из неё берут своё начало уважение, почитание, послушание, подчинение и доверие. Без родителей процесс поэтапного формирования личности очень затруднён.
«Ребёнку как воздух нужна защищённость, которую он может обрести лишь в недрах семьи. Для ребёнка родители означают безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру… Любовь стоит в начале и в конце воспитания. Детство, полного любовью, хватает на всю оставшуюся жизнь, даже если наше непростое время усложнит воспитание многими мешающими факторами, всё равно любовь сильнее. Она наполняет ребёнка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам…
Детям-сиротам не могут помочь ни психологи, ни психиатры. Тут не годятся ни учебники, ни педагогические приёмы. Этого ребёнка можно вернуть в человеческое общество только привязанностью, тем, что дома всегда его новая мама, которая обнимет и повторит тысячу раз: «Я тебя люблю», «Я тебя никогда не брошу», «Ты моё сокровище», « Я всегда буду около тебя». Вот это и есть главная терапия этих детей… Любовь была и остаётся  самой могущественной силой в детском воспитании». ( Х. Райнпрехт «Воспитание без ограничений»).

 

 

    Самый действенный способ профилактики сиротства – устройство детей в семью (путь, по которому прошли все цивилизованные страны, победившие беду сиротства).
Доброта, сострадание, готовность прийти на помощь всегда были свойственны русским людям. Почему же мы, едва ли не единственные в мире, умножаем сиротство? Страна стала другой, а система сиротских учреждений не изменилась, отношение к детям-сиротам осталось равнодушным и обезличенным.
В любом цивилизованном обществе забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой.

Специальная школа-интернат  №8 существует 17 лет. У наших воспитанников разные судьбы: одни стали сиротами с рождения (от них отказались в роддоме или подкинули в раннем младенческом возрасте), у других  детей родители были лишены  родительских прав  либо умерли. Это дети,которые особенно нуждаются в душевном искреннем отношении, понимании и сочувствии. Это настоящая трагедия, когда дети в семье не видят любви и ласки, когда родители вовсе не обращают на них никакого внимания.
Работники школы-интерната №8, понимая важность подготовки детей к их жизни в обществе после выхода из стен интерната, строят свою работу, одной из главнейших задач которой считают создание психологически комфортной среды для ребёнка, принимая детей такими, какие они есть, поддерживая с ними доброжелательные толерантные отношения, сохраняя добрый, спокойный тон в общении, коллектив школы-интерната  постоянно заботится о том, чтобы приблизить условия проживания детей в интернате к домашним. Помимо благоустройства интерната много внимания уделяется отдыху детей: всё лето они отдыхают на Черноморском побережье, в течение всего года выезжают в санатории Подмосковья, посещают музеи, выставки, кинотеатры, на праздники к детям приезжают уже ставшие друзьями интерната Алсу и группа «Смеш». В интернате действительно много делается для создания доброжелательной атмосферы, но мы должны признать, что постоянное пребывание в кругу сверстников, шум могут вызвать повышенную возбудимость и нервное перенапряжение у ребёнка, проблемы или отставание в развитии, что отсутствие семьи, родительской заботы вызывает у детей психические расстройства, мешает становлению их как личности. Мы не прячемся от проблем. Мы с ними работаем последовательно, объясняя ребёнку главное: твоя жизнь только начинается, начни её с чистого листа, а мы тебе поможем.

 

Педагоги и воспитатели стараются сделать так, чтобы девчонки и мальчишки не очерствели душой, не замкнулись в себе, лишенные родного крова. Но не все в их силах. И тогда возникает потребность искать какие-то новые пути влияния на детские сердца. Один из таких путей -определение их на какое-то время в благополучные семьи.
 С 1 сентября 2004года в ГОУ специальной ( коррекционной) школе-интернате №8 создана Уполномоченная служба по патронатному воспитанию.Благодаря этой форме воспитания в развитых странах Европы и Америке практически все дети, остающиеся без попечения родителей, находят новые семьи.Патронатное воспитание является самым гибким вариантом устройства детей в семью и позволяет ребенку любого возраста, как на короткий, так и на длительный срок,а часто навсегда, избегать помещения в сиротские заведения. Патронатному воспитателю, предоставившему необходимые документы, разрешается брать ребенка к себе домой на любой срок от одного дня. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые пока не решились стать усыновителями или опекунами.
Это -  и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имеющие опыта воспитания детей и нуждающиеся в дополнительных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи конкретному ребенку по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, индивидуальный подход и минимум формализма – все это придает людям уверенность в собственных силах. Патронатным воспитателям выплачивается  зарплата и пособие на ребенка. Специалисты патронатной службы предоставляют возможность сотрудничества и психологической поддержки при возникающих проблемах, помогают на первых этапах совместного проживания. Самым сложным является, как правило, первый год проживания ребенка в семье .В это время психологи, социальные педагоги, специалисты патронатной службы чаще всего встречаются с подопечными, переданными на патронатное воспитание.
И уже 19 воспитанников нашего интерната нашли близких людей, они получили самый желанный подарок в жизни – возможность жить и воспитываться в семье.
Сначала  дети идут в гости на выходные дни. После первого посещения дети возвращаются другие: спокойные, уравновешенные, умиротворенные…Мы очень рады за них.
Мы преклоняемся перед людьми, которые откликнулись и пришли к нашим детям.
Это люди большой души! Принимая детей в свои семьи, они понимают, что первое время будет не простым, дети имеют негативный опыт проживания в семье или только опыт жизни в сиротских заведениях, что влечет последствия травмированной психики ребенка. Что многое из того, что для нас является нормальным и обыденным во взаимоотношениях, для детей сиротских заведений будет открытием. Что дети не всегда справляются с обилием нового во всех сферах жизни, могут проявлять неожиданные реакции. И только терпение и понимание могут помочь ребенку справиться со своими эмоциями и научиться жить по-другому.
Мы надеемся , что дети, которые обрели тепло семейного очага, обрели и свое, наполненное другим, содержанием, будущее…

Наша же миссия – дело спасения наших детей. И нужно помнить всем, что бросив детские дома, приюты, беспризорников на произвол судьбы, мы создаем и усиливаем криминальную среду, значительно повышаем вероятность встречи собственных  благополучных детей, внуков с преступным миром. На помощь может прийти лишь осознание обществом этой проблемы на всех уровнях- от частного лица до государственной структуры. У обездоленных детей много проблем и потребностей, и если каждый сознательный и полноценный член общества захочет взять на себя их малейшую часть, совместными усилиями ситуацию можно изменить.

Дети очень ждут и надеются.  Мы видим, как загораются вопросом их глаза при появлении нового взрослого человека в интернате. Мама – заветная мечта брошенного в этом мире ребёнка. Мы не призываем, чтобы Вы усыновили ребёнка. Но нам бы очень хотелось, чтобы дети хоть немного пожили в обстановке дружной семьи. Ведь всё то хорошее, что в них есть – доброта, отзывчивость, чувство сострадания, - рано или поздно исчезнет под гнётом действительности. Просто потому, что они не видели другой – нормальной – жизни, жизни в своей семье.
Мы обращаемся к людям, которые могут принять ребёнка в свою семью, дать тепло и опыт жизни в семье.
Мы ждём Вас!