Патронатное воспитание.

 . История развития патронатного  воспитания.

 При  словах « патронат» или « фостеровская семья, воспитатель» у неосведомлённого человека складывается впечатление о каких-то «западных инновациях», которые нам опять навязывают.
          Истоки патронатного воспитания уходят в античные времена. Даже в Библии есть упоминания о детях, находящихся на попечении людей, не связанных с ними родственными узами. Особое распространение воспитание брошенных детей в замещающих (фостеровских, или патронатных) семьях получило в Европе и США уже с середины  ХIХ века. В ХХ веке развитие патронатного воспитания шло быстрыми темпами с конца второй мировой войны. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей, что доказано практически и теоретически ( теория привязнностей Боулби).
  Что касается российского опыта, в России история презрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства- с 988 года. С этих пор стала формироваться государственная политика в отношении сиротства. Однако, семейные формы устройства были частной инициативой ряда членов Царской и богатых купеческих семей.
  В первые века существования Российского государства забота о сиротах возлагалась на князей и церковь. « Богоугодным» делом считалось- подача милостыни и кормление детей-сирот.Развитие учреждений для сирот получило распространение при Петре I. Тогда, своим  Указом от 4 ноября 1715 года, Петр предписал « устраивать в Москве и крупных городах госпитали для незаконнорождённых детей».
  Первые попытки устройства детей в семьи зафиксированы во времена Екатерины II.Но особое развитие эта форма призрения получила в 1797 году, когда судьбами сирот занялась вторая супруга Императора Павла I- Мария Федоровна. Младенцев из воспитательных домов стали отдавать в « государевы деревни» крестьянам « доброго поведения», а за воспитанием детей  в крестьянских семьях установили надзор. Инспекторов, объезжающих деревни, Мария Фёдоровна отбирала очень строго. Часто она самолично обращалась с просьбой к крестьянам-воспитателям « беречь её деток», поощряла их подарками и денежными наградами. Особое развитие патронатная форма воспитания получила, начиная с 30-х годов 19 века.
  После Октябрьской революции идея коллективного воспитания была определяющей при формировании системы призрения сирот. Создавалась система детских домов и интернатов. Патронат трактовался широко. Одним из его направлений было помещение детей в семьи трудящихся.И это рассматривалось как мера борьбы с беспризорностью. Тогда стала вводиться система передачи сирот в семьи по договору. В 1938 году насчитывалось 38 тысяч детей, находящихся на патронате.
  Большое значение патронат имел в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Государству необходимо было ликвидировать «эпидемию» сиротства, принесенную войной. В 1943 году был принят указ Наркомпроса, регламентирующий патронатную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребёнка между органом опеки, воспитателем и кровными родителями. Детей-сирот в те годы брали на воспитание соседи, знакомые. За это получали небольшую зарплату.
 Старшее поколение об этом помнит. Потом военная разруха была ликвидирована- система учреждений для детей-сирот была воссоздана. О патронате забыли. Такие, к сожалению, были идеологические приоритеты.
                      
  Развитие патроната как формы устройства детей шло поэтапно. В Европе первый этап совпал с послевоенными реформами. Определяющей была цель как можно скорейшей передачи детей в семью из учреждений. Существовало мнение, что в семью можно поместить только «подходящих» детей: маленьких и здоровых. Плата за воспитание детей была очень низкой, т. к. считалось, что патронатные воспитатели берут детей из-за « любви», а не из-за денег. Также семьям никто не помогал.  Они  считались семьями , «замещающими» кровную и должны были взять на себя все родительские обязанности. Кровные родители практически полностью отстранялись от процесса воспитания. В тот период большое количество детей было роздано по семьям, однако из-за отсутствия помощи и предварительного отбора воспитателей, дети там плохо приживались, возникла проблема помещения детей из семьи в семью.

  Второй этап развития патроната возник, когда стало ясно, что необходима профилактическая работа с кровными семьями, иначе государственная помощь превратится в конвейер по изъятию и передаче детей. Развитие практики показало, что количество отобраний детей от родителей, сроки устройства можно сократить, если вовремя «поработать» с кровными родителями, с которыми, вследствие этого, нужно обращаться с пониманием и симпатией. Возник социальный патронат в кровной семье. Перед патронатным воспитателем встали новые сложные задачи- воспитание очень трудных детей, которых всё-таки приходилось забирать из тех семей, которым уже нельзя помочь. Таким образом, возникла и была осознана необходимость проводить обучение патронатных воспитателей. Так же, как на предыдущем этапе, социальный работник органа защиты детства один принимал все решения, нёс всю ответственность за решение судьбы ребёнка, кровных родителей и патронатных воспитателей.

  Третий этап связан с началом помещения в семьи детей – инвалидов и трудных подростков: ранее существовало мнение, что патронатные воспитатели не способны брать на воспитание подобных детей, хотя при этом  считалось, что на это способны сотрудники детских домов. С началом практики помещения в семьи детей этой категории возникла необходимость разработки новых подходов к взаимодействию с такими воспитателями и к предоставлению им помощи. Была введена практика заключения письменных договоров, трудовых контрактов: впервые патронатные воспитатели стали получать зарплату за работу наряду с пособием на ребёнка. Кровные родители и подростки стали рассматриваться как равные партнёры в «предприятии».

  Четвертый этап – этап профессионализации труда патронатных воспитателей. Отношения между социальными работниками перерастали в нормальные рабочие (партнерские) отношения.

   Пятый этап. Практически до конца 70-х годов службами защиты детства не принимались в расчет последствия попечения- что происходит с молодыми людьми после того, как о них перестаёт заботиться государство, и они покидают места их устройства ( обычно в возрасте 18 лет либо ранее). В Англии 86% детей, содержащихся вне дома,  по достижению совершеннолетия возвращаются к родителям, из семьи которых были изъяты из-за её асоциального образа жизни, в результате чего большинство из них оказывается на улице, становится наркоманами или преступниками. В ряде стран в должностные обязанности патронатных воспитателей стали вводить обязанность «оставаться родным человеком» для молодых людей после их 18-летия. ВО многих странах сейчас признается необходимость разработки системы оплаты за эту работу (как минимум до достижения воспитанником 23-летнего возраста).

  Шестой этап – использование патронатных воспитателей для восстановления связей ребёнка с кровной семьёй с целью сохранения семьи. Во многих странах существуют патронатные семьи в помощь кровным родителям –это как бы логическое продолжение эволюции роли патронатной системы, направленной на сохранение семьи для ребёнка. На этом этапе уже никто не отрицает необходимости полной «профессионализации» патронатного воспитания.

  Накопленный мировой опыт, отечественные наработки можно использовать для создания работоспособной системы, максимально отвечающей интересам детей.
                     

    1.  Определение патронатного воспитания.

 Патронатное воспитание – это форма устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и ребёнка, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации, в семью патронатного воспитателя при обязательном разграничении в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов ребёнка между органами опеки и попечительства, родителями и патронатным воспитателем. 
   Ребёнок, переданный в семью патронатного воспитателя, обладает правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 154  семейного кодекса РФ.
   Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, и ребёнок, признанный находящимся в трудной жизненной ситуации, с согласия его родителей (законных представителей) может быть передан органами опеки и попечительства на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании.
   Патронатное воспитание может осуществляться над ребёнком в возрасте до 18 лет.
   Срок, на который ребёнок передаётся на воспитание в семью патронатного воспитателя, может быть любым и определяется в договоре о патронатном воспитании, исходя из интересов ребёнка.
1.  Введение.

 Воспитание приёмного ребёнка в семье – дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное, исходя из сложности соединения ребёнка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое – принимающую семью.
  Что может быть хуже для ребёнка, чем остаться без семьи, которая заботится о нём, защищает его, любит его, учит доверять самому себе и другим: сиротство – тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребёнка и нередко сталкивает его на социальное дно. Мир для такого ребёнка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы  его поддержать и  помочь. « Самое страшное – писал Ф.М.Достоевский, - когда человеку некуда пойти». И количество таких детей, по статистическим данным, в России приближается к цифре, что была в стране во время гражданской войны. При этом  любое учреждение для детей – сирот, каким бы передовым оно ни было, не в состоянии обеспечить ребёнку необходимые условия для развития. Здесь у ребёнка нет самого главного – того Значимого для него взрослого, которого он мог бы назвать «своим». В детском доме, приюте, интернате, безусловно, много взрослых и детей. Но ребёнок тотально одинок и покинут.
   Подобная идентификация делит мир вокруг него на две части: «мы – детдомовцы» и все остальные – «они», «враждебно настроенные к нам». Окружающие быстро формируют у ребёнка комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утёнком,  изгоем, что практически исключает для него возможность стать достойным членом общества.
    Отсутствие психологического комфорта приводит к различным психосоматическим  заболеваниям. Происходящим тогда, когда ребёнок испытывает недостаток любви, общения, когда у него нарушено чувство безопасности и т. д. Как бы хорошо ни было в  детском доме, каждый ребёнок мечтает о семье. Ребёнок, живущий вне семьи, должен иметь рядом людей, заменяющих родителей, а в детских домах у детей только воспитатели, да ито зачастую не подготовленные профессионально. Воспитателей для работы с данными категориями детей нигде специально не готовят. Профессионально не подготовленные взрослые даже при желании не могут создать обстановку, благоприятную для  психического и личностного развития ребёнка. Низкий профессионализм педагогов часто является причиной  того, что большинство воспитанников государственных учреждений выходят в самостоятельную жизнь, имея о ней смутные представления.
  К сожалению, статистика по результатам социализации выпускников детских домов неутешительна. Практически 80% выпускников пропадают для общества. Они либо находятся в местах лишения свободы, причем зачастую обстоятельства вынуждают их становиться рецидивистами, т.к. на воле они никому не нужны, либо погибают, нередко кончая жизнь самоубийством по той же причине.
          
  Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребёнка в замещающей семье, в том числе и профессиональной. Только в близких отношениях с членами семьи ребёнок сможет восстановить утерянные им когда – то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными  навыками, которые помогут ему стать полноценным членом общества.
          

2. Модели семейного жизнеустройства детей,  лишенных родительского попечения.

В преамбуле Конвенции ООН о правах ребёнка указано, что « ребёнку для полноценного гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении». Приоритет семейной формы воспитания нашёл отражение в п.2 ст.54 СК РФ, которая закрепляет за ребёнком право жить и воспитываться в семье. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности – в интернатные учреждения (п.1 с. 123 СК РФ).
Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права  являются составной частью правовой системы  Российской Федерации. К таким общепризнанным принципам международного права могут быть отнесены положения Декларации прав ребёнка и Конвенции ООН о правах ребёнка, которые возлагают на государство обязанность принимать все необходимые законодательные меры для приоритетной защиты прав и интересов детей. Из этого следует обязанность Российской Федерации развивать законодательство для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего в семью.
 Для многих семей приём ребёнка на воспитание становится залогом их психологического благополучия. Например, когда вырастают собственные дети и родители находятся в тревожном ожидании, что они покинут дом. Всё, ради чего семья затрачивала столько усилий, шла на компромиссы, становится неважным. Супружество переживает серьёзный кризис. Необходимым становится поиск новых смыслов и целей, которые объединили бы супругов. «На помощь» начинают приходить болезни, трудное поведение подростка ( он тоже боится взросления). Общие трудности объединяют семью. Болезнь, нарушенное поведение ( к нему можно отнести злоупотребление алкоголем, наркотики, криминал и т.д.) становятся  главными регуляторами жизни семьи. Такой выход из ситуации негативно отражается на всех. В подобных семьях родители, как правило, строят свои отношения вокруг воспитания ребёнка. Это становится стереотипом их жизни. Пожалуй, самое сложное в жизни – это изменить свои стереотипы. Поэтому для таких семей более здоровым и адекватным выходом из ситуации « пустого гнезда» является приём и воспитание ребёнка.
 Другой пример – семья, где нет детей, или одинокая женщина, которая мечтает о ребёнке, но по каким-то причинам не рожает сама. Забота о ребёнке может наполнить жизнь смыслом, чувством «необходимости» кому-то, любовью.
 Замечена интересная особенность: в семьях, где воспитываются приёмные дети, прерываются такие отрицательные стереотипы в жизни семьи, как алкоголизм, насилие, ранние смерти, тяжёлые заболевания, которые передавались в семье из поколения в поколение. Кровные дети нередко становятся более здоровыми и успешными.
           
 Государство предлагает несколько моделей замещающей семейной заботы, которые позволяют воспитывать приёмного ребёнка в своей семье. Эти модели можно разделить на две группы: непрфессиональные и прфессиональные замещающие семьи.

НЕПРфЕССИОНАЛЬНЫЕ замещающие семьи:

Семья – усыновитель,где родители наделяются  юридическими   правами и ответственностью, что и родители от рождения, и полностью берут на себя содержание ребёнка.

Опекунская семья. Опекуны наделяются родительскими правами на определённое время (чаще всего -  до совершеннолетия) и получают на ребёнка пособие от государства.

В группу ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ семей входят:

Приёмная семья, где один из родителей наделяется полномочиями опекуна до совершеннолетия ребёнка, однако не вступает с ним в алиментные отношения и получает пособие на содержание ребёнка и зарплату за его воспитание. Приёмная семья взаимодействует с инспектором отдела опеки и попечительства по месту жительства и существует на основании договора.

Семейная воспитательная группа является структурным подразделением специализированного учреждения для несовершеннолетних. Один из родителей становится воспитателем этого учреждения. Её основным отличием является преимущественно краткосрочное помещение ребёнка на период реабилитации его семьи, т.е. когда родители ещё находятся в процессе реабилитации и не лишены родительских прав. Группа создаётся как альтернатива пребыванию детей в приюте.

Патронатная семья. Опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей становится патронатным воспитателем. Он является сотрудником учреждения на время устройства ребёнка в свою семью и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном (т.е. детским домом). Срок патронирования ребёнка ограничивается  совершеннолетием ребёнка, ребёнок может быть помещён в семью и на краткосрочный патронат.

Семьи имеют право переходить из одной модели семейного жизнеустройства ребёнка в другую. Например, из семейной воспитательной группы – в патронат, приёмную семью, могут оформить опеку или усыновить детей. Ребёнок, воспитывающийся в профессиональной семье, может быть передан либо на усыновление в другую семью, либо возвратиться в кровную. Профессиональные родители должны поддерживать отношения ребёнка с членами его биологической семьи, если это не противоречит его интересам. В профессиональные семьи помещаются дети, как правило. С различными  проблемами в развитии, поведении, здоровье.
Не вызывает сомнения, что именно усыновление способно предоставить ребёнку – сироте ту постоянную семейную заботу, в которой он так нуждается. Для самой семьи -  это определённая гарантия на длительную, пожизненную связь с ребёнком. Ребёнок носит фамилию родителей, вступает в наследственные отношения. В нашей стране, где закон стоит на страже тайны усыновления, ребёнок часто и не знает, что он не рождён женщиной, которую называет мамой.
При этом нужно отдавать себе отчёт, что государство не несёт ответственности за решение стать усыновителем и вряд ли будет заниматься проблемами семьи в дальнейшем. Законодательство не предусматривает предоставление жилья, специальные льготы для усыновителей и усыновлённых детей. Родителям придётся рассчитывать только на свои силы.    
        В профессиональных семьях воспитание становится профессиональной деятельностью родителей. Однако устраивать у себя в семье детский дом и относиться к детям, и так лишённым родительской заботы, как к воспитанникам детского дома, т.е. не устанавливая с ними отношений привязанности, рассматривая приём только как решение проблемы трудовой занятости противоречит самой идее замещающей семейной заботы. Вне отношений привязанности и любви ребёнок не может нормально развиваться. Природа устроила так, что человеческому детёнышу, в зависимости, конечно, от его возраста, в большей или меньшей степени нужен Значимый взрослый, который бы заботился о нём, принимал его, давал тепло и любовь даже при внешнем сопротивлении последнего. Для нормального развития ребёнку необходима стабильность в жизни. « Подержать немного» ребёнка в семье и «отдать его», если речь, конечно, не  идёт о его родной семье или усыновлении, нежелательно. Ребёнок испытывает стресс, когда приходит в новую семью и переживает травму отделения, когда уходит из семьи. Профессиональное родительствование означает наличие умений справляться с подчас трудным поведением приёмного ребёнка, создавать в своей семье условия для удовлетворения потребностей всех её членов. Для этого государство вкладывает значительные материальные ресурсы в воспитание ребёнка в профессиональных семьях.

    1. Определение патронатного воспитания.

 

 Патронатное воспитание – это форма устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и ребёнка, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации, в семью патронатного воспитателя при обязательном разграничении в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по воспитанию, защите прав и интересов ребёнка между органами опеки и попечительства, родителями и патронатным воспитателем. 
   Ребёнок, переданный в семью патронатного воспитателя, обладает правами, предусмотренными пунктами 3 и 4 статьи 154  семейного кодекса РФ.
   Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, и ребёнок, признанный находящимся в трудной жизненной ситуации, с согласия его родителей (законных представителей) может быть передан органами опеки и попечительства на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании.
   Патронатное воспитание может осуществляться над ребёнком в возрасте до 18 лет.
   Срок, на который ребёнок передаётся на воспитание в семью патронатного воспитателя, может быть любым и определяется в договоре о патронатном воспитании, исходя из интересов ребёнка.
   Можно выделить следующие основные принципы, положенные в основу  патроната:
- семья является оптимальной средой для  роста и развития ребёнка;
- устойчивая привязанность ребёнка к взрослому необходима для формирования психологически здоровой личности;
- только воспитание в семье позволяет сформировать у ребёнка адекватное полоролевое поведение, дать ему навыки, без которых он не сможет создать прочную собственную семью;
- финансовая поддержка и социально- психологическая помощь со стороны государства позволяют привлечь к воспитанию детей- сирот достаточно широкий круг лиц и создать, при минимальных затратах, оптимальные условия для развития ребёнка;
- признание труда патронатного воспитателя по воспитанию ребёнка социально- значимым, квалифицированным трудом, подлежащим оплате;
- необходимость подготовки и обучения патронатных воспитателей;
- запрет на применение телесных наказаний к ребёнку, устроенному на патронатное воспитание, на применение таких мер воздействия, как отказ в удовлетворении его  разумных потребностей в пище, сне, одежде, в предоставлении контактов с родственниками.

3.3 Содержание организации патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите.

По смыслу своего определения патронатное воспитание – это сотрудничество + разграничение прав и обязанностей.

  1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые  могут быть помещены на  воспитание в семью.
  2. Предварительная подготовка граждан и профессиональный отбор граждан, желающих взять ребёнка на воспитание в семью.
  3. Профессиональное сопровождение семьи и после принятия ребёнка
  4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребёнка на воспитание.

Детский дом, организующий патронатное воспитание, учреждение для несовершеннолетних, открывающее семейные воспитательные группы, осуществляют комплексную помощь семье на сложных этапах воспитания ребёнка. Прошедшие специальную подготовку педагоги помогают семье разрешить психологические проблемы с устройством и адаптацией ребёнка в детском саду, школе, проблемы оздоровления детей и т.д.
Профессиональные родители проходят процедуру подбора  семьи и ребёнка к замещающей семейной заботе, участвуют в занятиях по подготовке к приёму, включаются  в систему сопровождения семьи, сотрудничают со специалистами отдела опеки и попечительства, детских домов и приютов.
 Основные принципы подбора семьи и ребёнка к совместной жизни:

  1. подбор такой семьи, которая была бы ресурсной для интеграции конкретного ребёнка. При этом учитывается пол, возраст ребёнка, его жизненный опыт, потребности и ожидания от семьи;
  2. любой ребёнок может быть помещён в замещающую профессиональную семью.

     При подборе семьи и ребёнка, с нашей точки зрения, необходимо                                учитывать следующие условия:
-  ситуация аттракции, привлекательности членов семьи и ребёнка друг для друга. Нередко она связана с внешней похожестью семьи и ребёнка;
- совпадение таких показателей как темп деятельности и тип эмоционального реагирования у семьи и ребёнка. Ребёнку с медленным темпом деятельности очень сложно адаптироваться в семье, в которой все процессы протекают в быстром темпе и наоборот. Ребёнок, привыкший к «бурным» аффективным реакциям в своей семье, где принято сдерживать проявление аффектов;
- наличие психологической ниши для данного ребёнка в семье. Это можно определить с помощью анализа структуры семьи(тест FAST).
Структура семьи в идеальной репрезентации дает представление о «недостающих» членах семьи, особенно детях, гендерных и возрастных предпочтениях  родителей относительно приемных детей. Не менее значимой является и актуальная репрезентация семьи. Взрослеющий кровный ребёнок как бы «освобождает»  нишу для приёмного. Более ресурсной для приёма является семья, где мать или отец были старшими детьми в своей семье. Особенно если семья была многодетной. Такая семья способна найти нишу для нескольких приёмных детей. Пол приёмных детей может определяться полом сибсов (братьев, сестёр),  с которыми выросли родители. Возраст приёмных детей может зависеть от возраста младших сибсов в период покидания родителем своей семьи;
- возраст приёмного ребёнка. Приёмный ребёнок не должен быть старше кровных детей и не должен быть их сверстником. Разница между старшим приёмным ребёнком и младшим кровным не должна быть меньше двух лет. Желательно, чтобы приёмные дети также были разновозрастными при разнице не менее 2 лет. Дети подросткового возраста более эффективно интегрируются в систему, где есть другие подростки;
- дети, имеющие длительный сиротский стаж (не менее 2-3 лет, особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста), или из семьи с большим количеством детей, легче интегрируются в многодетную семью. Детей, недавно изъятых из семьи, особенно после жестокого обращения, сексуального насилия, лучше всего помещать либо в бездетную в настоящее время семью, либо в семью с одним ребёнком того же пола, либо в неполную семью.
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования  ребёнка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности упол -номоченной  службы  (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребёнка.
 В случае переезда патронатного воспитателя на постоянное место жительства за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.
 Контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой по патронату в виде регулярных посещений ребёнка. Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребёнка, образования ребёнка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены,  его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребёнка, отношений в семье.
  В течение действия договора о патронатном  воспитании патронатный воспитатель несёт ответственность за нарушение прав и законных интересов ребёнка.

4.Заключение.

« Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение)), под опеку (попечительство) или в приёмную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» - статья 123 Семейного кодекса РФ.
Счастлив тот ребёнок, который родился в хорошей, дружной семье. Но как быть детям, не по своей воле лишённым семейного очага, любви матери и заботы отца?
По различным причинам  в нашей стране всё больше остаётся детей, заботу о которых берёт на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи, в детских домах и школах – интернатах. Выпускники школ-интернатов, детских домов пополняют не только статистику разводов, но и родителей, лишённых прав воспитания теперь уже своих детей. Печальный вывод: детская память, сохранившая лишь непривлекательные стороны супружеских отношения, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач.
Можно грамотно организовать систему воспитания в школе-интернате, но дать понятие семьи может только настоящая семья, из неё берут своё начало уважение, почитание, послушание, подчинение и доверие. Без родителей процесс поэтапного формирования личности очень затруднён. «Ребёнку как воздух нужна защищённость, которую он может обрести лишь в недрах семьи. Для ребёнка родители означают безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру… Любовь стоит в начале и в конце воспитания. Детство, полного любовью, хватает н6а всю оставшуюся жизнь, даже если наше непростое время усложнит воспитание многими мешающими факторами, всё равно любовь сильнее. Она наполняет ребёнка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам…
Детям-сиротам не могут помочь ни психологи, ни психиатры. Тут не годятся ни учебники, ни педагогические приёмы. Этого ребёнка можно вернуть в человеческое общество только привязанностью, тем, что дома всегда его новая мама, которая обнимет и повторит тысячу раз: «Я тебя люблю», «Я тебя никогда не брошу», «Ты моё сокровище», « Я всегда буду около тебя». Вот это и есть главная терапия этих детей… Любовь была и остаётся  самой могущественной силой в детском воспитании». ( Х. Райнпрехт «Воспитание без ограничений»).
Самый действенный способ профилактики сиротства – устройство детей в семью (путь, по которому прошли все цивилизованные страны, победившие беду сиротства).
Доброта, сострадание, готовность прийти на помощь всегда были свойственны русским людям. Почему же мы, едва ли не единственные в мире, умножаем сиротство? Страна стала другой, а система сиротских учреждений не изменилась, отношение к детям-сиротам осталось равнодушным и обезличенным.
В любом цивилизованном обществе забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой.
Примером реализации указанного подхода может служить развивающееся в настоящее время патронатное воспитание, когда дети передаются в семью на воспитание через уполномоченную службу детского дома. Эта работа основана на разграничении прав и обязанностей по защите интересов ребёнка между родителями, уполномоченной службой органа опеки и попечительства и патронатным воспитателем.
 В 23 субъектах Российской Федерации ( Москва, республики Башкортостан и Карелия, Алтайский и приморский края, Архангельская, Калининградская, Курганская, Московская, Новгородская, Челябинская, Псковская, Пермская, Владимирская, Оренбургская и др.) проводится работа по организации патронатного воспитания.  На базе детских домов либо непосредственно в органах опеки и попечительства созданы экспериментальные площадки; совершенствуется механизм поиска, отбора и подготовки патронатных родителей- воспитателей; разрабатывается план реабилитации воспитанника, а так же психологического, педагогического, правового сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка, через учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эта работа способствует лучшей адаптации детей и повышает степень успешности воспитания их в семьях. Сейчас можно сказать, что этап отработки модели учреждения, осуществляющего патронатное воспитание на базе учреждений для детей- сирот, завершился.